џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

ГЛАВА 12. Рынки факторов производства

В предыдущих главах мы рассматривали рынки товаров. Мы применяли анализ спроса и предложения на рынках товаров, видели, что спрос предъявляют покупатели, предложение обеспечивают производители. Мы увидели, как устанавливается рыночное равновесие, и каким образом фирмы решают задачи максимизации прибыли на различных типах рынков.

Теперь мы рассмотрим рынки факторов производства. Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. К ним традиционно относят труд, капитал, землю, предпринимательскую способность, и иногда добавляют информацию. В данном разделе мы рассмотрим преимущественно рынок труда.

На рынке труда домашние хозяйства являются продавцами и отвечают за предложение, а фирмы являются покупателями, и отвечают за спрос. Спрос фирмы на труд зависит от спроса на ее товар, поэтому говорят о том, что спрос на труд является производным спросом (от спроса на товар).

Рынок труда



На рынке труда, также как и на рынке товара, существуют убывающий спрос и возрастающее предложение. В отличие от товарных рынков, спрос на труд предъявляют фирмы, а предложение труда формируется «домашними хозяйствами».

Спрос фирмы на труд является производным от спроса покупателей на товар. Это означает, что чем больше покупатели предъявляют спрос на продукцию фирмы, тем больший спрос фирма предъявляет на труд.

Спрос на труд является убывающей функций от L – это означает, что фирма готова нанять большее количество работников только по более низкой заработной плате. Эта убывающая зависимость объясняется законом убывающей предельной производительности переменного фактора (в данном случае труда) в краткосрочном периоде. В главе «Теория производства» мы определили, что общепринятый взгляд на фирму заключается в том, что она максимизирует прибыль, а ее деятельность описывается производственной функцией (также мы сказали, что существуют и альтернативные взгляды на природу фирмы). В рамках этого взгляда на природу вещей (или как сказали бы ученые, «в рамках этой парадигмы»), в краткосрочном периоде деятельность фирмы подчиняется закону убывающей предельной производительности переменного фактора: «с увеличением переменного фактора его предельная производительность падает». Фактически это означает, что каждый дополнительный работник приносит меньшее приращение выпуска. Если это так, то каждого дополнительного работника фирма будет готова нанять только по меньшей заработной плате. Таково логическое объяснение убывания спроса на труд.

Рассмотрим теперь предложение труда. Его формируют домашние хозяйства, делая выбор между трудом и отдыхом. Как правило, дополнительный доход создает для работника стимулы работать больше. Но не всегда. Когда работник достигает определённого размера дохода, он может начать предпочитать больше отдыхать (тратя заработанный доход и наслаждаясь жизнью). Поэтому индивидуальная кривая предложения труда работника может выглядеть так:



Пока заработная плата растет до уровня w0, работник соглашается работать больше, чтобы зарабатывать больше. Однако когда заработная плата превышает уровень w0, работник начинает задумываться об отдыхе. Экономисты говорят, что в этом случае эффект замещения труда отдыхов оказывается больше, чем эффект дохода.

Подобная кривая предложения является исключением из общего закона предложения.

12.1 Регулирование рынка труда

12.2 Различия в заработной плате и дискриминация на рынке труда

12.3 Оптимум фирмы на рынке труда

12.4 Рынок труда совершенной конкуренции

Задача «Построение шкалы спроса на труд»

12.5 Несовершенно конкурентные рынки труда

Краткое повторение

Задачи к главе

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью