Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
Выводы
- Рациональное поведение - способность индивида иметь ясные цели и достигать их наилучшим способом. Рациональный индивид может просчитать издержки и выгоды разных возможных вариантов выбора, а потом сделать наиболее оптимальный выбор.
- Рациональное поведение индивидов является во многих случаях нереалистичным, но, тем не менее, широко используется в экономических моделях. Это происходит потому, что экономически модели ценны не потому что они отражают реальные черты поведения человека, а позволяют делать нетривиальные выводы относительно поведения людей и хозяйственных систем, что позволяет использовать их при выработке экономической политики.
- В настоящее время много исследователей занимается изучением случаев нерационального поведения людей и инкорпорированием его в экономические модели. Отрасль, занимающаяся анализом человеческого поведения на стыке экономики и психологии, называется поведенческой экономикой.
- Наиболее распространённые случаи нерационального поведения людей: неспособность видеть альтернативные издержки экономического выбора, неспособность мыслить в терминах предельных величин, неспособность рассчитывать вероятности событий, излишняя самоуверенность, приверженность к определенным взглядам.
- Нередко хозяйственные отношения протекают в условиях, когда информация о товаре неравномерно распределена между участниками. Например, продавец блага может знать о его характеристиках больше, чем покупатель. Рассмотрением особенностей таких отношений занимается специальный раздел экономикс – теория ассиметричной информации.
- Распространенным случаем информационной ассиметрии являются отношения «принципал-агент». Принципал поручает агенту выполнить какое-либо задание, ход исполнения которого он не может контролировать полностью. Например, акционеры корпорации поручают наемным менеджерам операционное управление компанией.
- В модели отношений «принципал-агент» возникает проблема «морального риска». Моральный риск заключается в том, что у агента возникают стимулы к недобросовестному поведению. Например, менеджер компании может принимать чересчур рискованные решения и утаивать от акционера реальное положение вещей. Или продавец подержанного автомобиля может утаивать от покупателя его скрытые дефекты.
- В условия информационной асимметрии на рынках возникает проблема неблагоприятного отбора. Когда покупатели не знают заранее качества приобретаемого блага, они имеют стимулы платить меньше для того, чтобы застраховать себя от риска покупки некачественного прудка или услуги. В этих условиях продавцы качественных благ имеют стимулы покинуть рынок, а продавцы некачественных благ – стимулы остаться на рынке. Со временем среднее количество блага будет ухудшаться до тех пор, пока на рынке не останутся одни продавцы некачественных благ.
- Проблема ассимметричной информации может решаться самими рыночными участниками. Когда неинформированная сторона хочет получить нужную информацию, она создает такие стимулы, что информированная сторона производит самоотбор на поставщиков качественного блага и поставщиков некачественного блага. Это называется просеиванием.
- Поставщик качественного блага может подать сигналы неинформированной стороне, по которым она отделит его от поставщика некачественного блага. Наиболее распространенными сигналами является предоставление гарантии и сервисное обслуживание, реклама, бренд и имидж продавца. Сигнал является эффективным, когда он не может быть легко скопирован поставщиком некачественного товара. Например, поэтому многие компании тратят огромные бюджеты на рекламу и приглашают знаменитостей сниматься в рекламных роликах.